Богатство Баскунчака

27.01.2023

В Астраханской области расположено уникальное соленое озеро Баскунчак. Достопримечательность также является центром притяжения туристов, которые стремятся увидеть редкое творение природы. На его территории действует предприятие «Руссоль», добывающее и производящее большую часть соли в России. 

Фото Вадима Матасова, фото автора



Соляной Эльбрус

Одной из главных «солонок» страны с середины XIX века является озеро Баскунчак, расположенное в Астраханской области. Фактически оно заполнено не водой, а залежами каменной соли, которые уходят вглубь до десяти километров. Длина соляного купола сопоставима с Эльбрусом – наивысшей точкой в Европе. В каждом литре воды содержится 300 граммов соли. Этот раствор называется рапой. Его попадание в организм крайне опасно для жизни человека. А если растение или животное угодит в озеро, то оно буквально превращается в соляную статую. По этой причине на дне Баскунчака сохранились останки множества видов древнейших животных, птиц и других организмов. 

Вынужденное решение

Под слоем рапы на шесть километров вглубь уходят крупнейшие залежи чистой поваренной соли. Она веками добывалась в озерах Эльтон и Баскунчак и всегда высоко ценилась за свою чистоту. Баскунчакская соль содержит до 99,8% NaCl. Здесь добывается до 30% запасов в России. Промысловые работы велись еще с VIII века, а поставки осуществлялись по Великому Шелковому пути. Перевозили такой товар с помощью лошадей и верблюдов. На все это уходило около недели пути. До открытия железнодорожных путей требовалось около 25 тысяч вьючных животных. Объемы добычи к XIX веку достигли таких масштабов, что подобные перевозки уже не могли обеспечить бесперебойную работу. Тогда добывалось около 130 млн кг в год. 

Дорога к озеру

Добыча соли стала главной причиной для строительства железной дороги в Астраханском крае. Она была основана в 1882 году. Работы возглавил инженер Риппас. Дорога была проложена в две ветви по берегу озера. Соединялись они на главной станции Баскунчак. Руководство строительством было возложено на Временное управление по постройке Криворожской и Баскунчакской железных дорог. Само подразделение было создано в Санкт-Петербурге при министерстве путей сообщения.
Станциями на пути следования поезда были Нижний Баскунчак, Кочевая, Солончак, Пристань Мамай, Владимировка и Ахтуба. Груз перевозился с места добычи до Волги и уже оттуда его транспортировали по воде. Длина путей составляла 142 километра. 
При проектировании учитывалось специальное назначение путей. Важно было предусмотреть устройство механизмов, необходимых для вывозки соли с озера и ее перегрузки. Появление железной дороги позволило предприятию ускорить темпы развития.


Особенности навигации

Всего на пути было поставлено десять паровозов с 482 вагонами. Также установили 17 мостов, девять водопропускных труб и два каменных сарая. В то время паровозы, работающие на главной линии и станции Баскунчак, отапливались дровами. Нефтяными остатками отапливались паровозы со станции Владимировка и на перегоне Ахтуба-Владимировка. Водоснабжение осуществлялось как паровыми машинами и пульзометрами, так и ручным насосом. 
Производить движение по дороге можно было только во время навигации по реке.

Фото Вадима Матасова, фото автора


Все для победы

Колоссальную помощь стране производство оказывало в годы Великой Отечественной войны. В первый день мобилизации, когда на фронт отправили 250 астраханцев, сотрудники выделили пять тракторов, четыре грузовых и один легковой автомобили. За годы войны коллектив направил в Советскую армию около 1 100 человек. Жители Баскунчака собирали и отправляли на фронт посылки. В помощь защитникам Сталинграда в 1942 году были отправлены две тонны жареного мяса, 200 жареных кур и гусей, более 3 000 яиц, 300 кг сдобных изделий, почти тонна копченой рыбы, полтонны сливочного масла и 100 кг брынзы. Из одежды было отправлено 3 000 пар валенок, несколько тысяч шерстяных носков, варежек и шарфов.

Сотрудники солепромысла и жители поселка внесли в фонд обороны 232 860 рублей на строительство самолетов и восстановление Сталинграда. Женсовет солепромысла собрал на строительство самолета 25 000 рублей и 50 000 в помощь семьям погибших.

Запасы не кончаются

Сейчас территория с юга и востока от озера, как и гора Большое Богдо имеют статус заповедника. Участок с севера от озера является государственным заказником. Кроме того, на территории озера расположено предприятие «Руссоль». Добраться до него можно через поселок Нижний Баскунчак. В озеро впадают множество источников, что обеспечивает его постоянное возобновление. За сутки поступает более 2,5 тыс. тонн соли. Стока у Баскунчака нет. 

Озеро привлекает толпы туристов не только своей природной уникальностью, но и лечебными свойствами соляного раствора. На местах промышленной добычи образуются озера, покрытые белой коркой. Под этим слоем находится целебная черная глина. Она, как и рапа, улучшает кровообращение, состояние кожи, благотворно влияет на эндокринную и пищеварительные системы. Соленый воздух насыщен фитонцидами и бромом, поэтому хорошо помогает при проблемах с дыхательной системой.

За долгие годы добычи соли не было нанесено существенного вреда природе. Баскунчак прекрасно восполняет свои запасы, и, по словам заместителя руководителя отдела строительства баскунчакского подразделения «Руссоли» Марата Малдыбаева, соли в озере хватит еще нашим внукам и правнукам. 

На здоровье

Любой астраханец может своими глазами увидеть знаменитое соленое озеро, отправившись на экскурсию в Баскунчак. В Богдинско-Баскунчакском заповеднике вы сможете побывать не только на озере, но и увидеть высшую точку Прикаспийской низменности – гору Большое Богдо. С нее открывается потрясающий вид на степь и соленое озеро. Также вы полюбуетесь поющими скалами. На самом Баскунчаке будет возможность искупаться в лечебной озерной воде, принять грязевые ванны, позагорать. Вода настолько соленая, что в ней невозможно утонуть.
На территории озера расположен санаторий «Баскунчак», который предлагает целый комплекс оздоровительных процедур. Они позволяют укрепить иммунитет, помочь в лечении плексита, болезни Рейно, гипертонии, пиелонефрита, спондилеза и многих других заболеваний. К тому же, это одно из лучших мест для лечения болезней органов дыхания.


Цифра 
В начале работы железнодорожных путей штат сотрудников был 11 человек


Это интересно

В военные годы сотрудники Баскунчака обеспечивали солью всю страну. С 1941 по 1945 ежегодно добывали и отгружали около 1,2 млн тонн. Лишь в 1942 выработка составила 524 тыс. тонн. В связи с высокими показателями Сталин выдал премию Баскунчакскому предприятию – 170 тыс. рублей.

К сведению

Происшествия. 15-20 апреля 1888 года из-за сильного ветра волнами размыло балластный слой полотна дороги на расстоянии 122 саженей. По завершении сборки паровоз возвращался на станцию. Он был нагружен 20 вагонами спереди и 18 – сзади. Пять из них сошли с рельсов, а три разбились.

Источник: https://astravolga.ru/

Фото Вадима Матасова, фото автора