Белый фланг: почему Россия импортирует соль

11.11.2024

Треть рынка белого золота, как ещё называют соль, занята иностранными поставщиками, выяснил «Абзац». Их доля в ближайшее время может ощутимо вырасти. Причина кроется в экономической ситуации: российским заводам в текущих условиях соль делать невыгодно.

Соляной бунт рынка

Соль – самая дешёвая пищевая добавка. Однако рост её себестоимости может сделать производство нерентабельным и привести к его сокращению. На цену этого товара оказывают влияние следующие факторы:

  • рост стоимости бензина и дизеля;
  • подорожание электроэнергии;
  • транспортно-логистические расходы;
  • повышение оплаты труда сотрудникам вследствие дефицита кадров.

В России в настоящее время работают пять производителей пищевой соли: «Руссоль», «Тыретский солерудник», «Каустик», «Варница» и «Киреевский солепромысел». Их месторождения находятся в Калининградской, Тульской, Волгоградской, Оренбургской, Астраханской и Иркутской областях.

Фото © Кирилл Кухмарь / ТАСС

По данным Ассоциации производителей и поставщиков «Руспродсоюз», в 2023 году они произвели более 848 тыс. тонн поваренной соли – на 10,5% больше, чем в 2022-м. При этом в организации уверены, что отечественные производители способны нарастить выпуск продукта более чем на 40%.

Однако к началу текущего года доля иностранной соли на отечественном рынке выросла на 2,5% – до 33,6%. То есть треть её на полках магазинов – импортного производства.

Так в чём соль?

Рост импорта этого продовольственного товара вызван сложностями с подачей вагонов для отгрузки отечественной продукции и торговой политикой ретейла. Вагоны на заводы, которые производят соль, идут дольше на трое суток. Ждать их приходилось до двух с половиной недель, обратили внимание «Абзаца» в «Руспродсоюзе».

Фото © Сергей Мальгавко / ТАСС

В прошлом году были случаи, когда объёмы отгрузки продукта падали почти на 50%. Летом 2024 года с её поставками на внутренний рынок со стороны российских производителей вообще случился коллапс, рассказал «Абзацу» торговый представитель крупного дилера соли, пожелавший остаться неназванным:

«Мы две недели назад получили партию соли, за которую заплатили ещё в марте. На заводах нам говорят, что проблемы с железными дорогами и кадрами. Не могут они посадить женщин на комбайн»

С 2022 года железные дороги испытывают сильную нагрузку. Перенаправление грузоперевозок в Китай ведёт к тому, что для подвоза соли в Москву из Тульской области, где находится крупный производитель, может просто не хватать вагонов, объяснил «Абзацу» экономист Сергей Хестанов.

Фото © Сергей Медведев / ТАСС

«Россия стала перенаправлять транспортные потоки в Китай и страны Средней Азии. Побочный эффект – рост трудностей по объёмам и срокам для грузов, которые идут на Запад или просто перемещаются по европейской части страны. А соль – дешёвый продукт по себестоимости. На конечную цену таких товаров влияют транспортные издержки: их становится нерентабельно перевозить до мест продажи», – отметил он.

Тем временем в «Руспродсоюзе» призвали торговых операторов обратить внимание на российскую продукцию «в ситуации сильнейшей конкуренции отечественных и иностранных игроков». Супермаркетам часто невыгодно продавать обычную соль в коробке за 40 рублей – наценка за такой продукт ничтожна. Куда прибыльнее выставить на полку розовую гималайскую соль за 300–600 рублей.

«Сети мало зарабатывают на обычной соли. Они стремятся продавать элитные её сорта или различные смеси на базе соли. Обычную соль порой сложно найти на полках, но есть какие-то более дорогие смеси на её основе с импортной составляющей», – рассказал «Абзацу» аналитик продовольственного рынка Иван Федяков.

Фото © Кирилл Кухмарь / ТАСС

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев в разговоре с «Абзацем» сообщил обратное. По его словам, ретейлеры закупают именно отечественную соль, которая занимает 85–90% ассортимента супермаркетов.

« Также на полках федеральных ретейлеров есть небольшой ассортимент соли из Австрии. Поставляют продукт из Сербии и Казахстана, продаётся гималайская соль из Пакистана. Наличие импортной соли обусловлено рыночными принципами формирования ассортимента и предпочтениями российских потребителей », – уточнил Караваев.

В ближайшее время ретейлеры не видят предпосылок для роста доли зарубежной продукции на полках торговых сетей. Высокая доля российских товаров в федеральном ретейле обусловлена политикой торговых сетей и «гастрономическим патриотизмом» покупателей.

Фото © Александр Рюмин / ТАСС

Соль по-братски

Кроме Австрии, Сербии и Казахстана, в РФ везут соль из Белоруссии, Азербайджана, Турции и Ирана. Особенно сильно нарастила поставки в Россию братская республика, подчеркнул в разговоре с «Абзацем» эксперт в сфере трансграничной торговли солью Павел Боголюбов:

«До 2022 года белорусы поставляли свою соль на Украину и рынки Восточной Европы, но случилась СВО. Белоруссия подпала под санкции, привычные рынки для неё закрылись. А поскольку Белорусская железная дорога является государственной, они стали компенсировать потери за счёт продаж соли в Россию. Им дешевле везти свою соль по «железке» в Москву и Питер»

Пока издержки растут, соляному бизнесу будет несладко. Но как только макроэкономическая ситуация выправится, наши заводы смогут нарастить свою долю на отечественном рынке и увеличить экспорт за рубеж.

Фото © Кирилл Кухмарь / ТАСС

Нужно ликвидировать кадровый голод, снизить темпы инфляции, сделать кредитование бизнеса дешевле, решить логистические проблемы. После этого производство соли станет рентабельнее, можно будет значительно нарастить её выпуск. Тогда наша соль пойдёт в Монголию и Китай, а это полтора миллиарда потребителей.

Источник:https://absatz.media/ekonomika