Будущие архитекторы предложили развитие бренда соли для Сибири

20.03.2023

В Иркутской области в ходе ежегодной проектной сессии «Зимник-2023» студенты и молодые специалисты из России, Индии, Молдовы и Сирии обсудили судьбу сибирского городка на Ангаре «Усолье-Сибирское – индустриальный эко-город будущего». Одна из ключевых идей «Зимника» – сделать соль и исторические соляные источники брендом Усолья-Сибирского.

Город славен, в первую очередь, тем, что здесь расположено одно из самых внушительных месторождений соли в стране. По оценкам экспертов, его запасы составляют более четырех миллиардов тонн. Соль сорта «Экстра», получаемая в Усолье-Сибирском силами компании «Руссоль» — визитная карточка региона. И сегодняшнее предприятие — это опыт, оснащённый новейшими технологиями производства.

Участники Байкальского зимнего градостроительного университета разбились на пять команд и представили идеи по созданию концепции развития города Усолье-Сибирское. Авторы предлагают создать музей Транссиба, сделать соль локальным брендом города и обновить жилой фонд. Защиты перед экспертами состоялись в марте в усольском дворце культуры.

Как отметил студент ИРНИТУ, будущий архитектор-реставратор Дмитрий Случик, «чтобы город возродился, нужно сохранить его главный ресурс – людей». Удержать усольчан, по мнению студентки из Казани Ярославы Зеновой, могут новые точки роста. Одна из них – превращение соли, которую здесь добывают свыше 300 лет, в аутентичный бренд. Это подразумевает создание лечебно-оздоровительных локаций, в том числе, использующих бальнеологию. Также предлагается выстроить туристический маршрут, предусматривающий посещение острова Варничный на реке Ангара. Природный объект известен тем, что в XVII веке здесь открыли соляные источники, а с 2020 года, благодаря финансированию компании «Руссоль», на Варничном возводят градирню – цилиндрическое сооружение со стенками из бетона, хвои и веток березы. Вода из соляных скважин поднимается в градирню, создавая микроклимат, близкий к морскому.

Необычный подход к проектированию показала команда №5, занимающаяся анализом исторического центра Усолья-Сибирского. Участники представили три сценария развития, нацеленные на активизацию городского сообщества, бизнеса и курортной зоны. Подразумевается строительство кафе и галерей, эко-школы, сувенирных лавок, формирование историко-экологических маршрутов и т.д., в первую очередь, связанных с развитием бренда соли.



По мнению вице-президента Союза архитекторов РФ Елены Григорьевой, участники «зимника» – талантливые авторы с хорошим профессиональным бэкграундом и их идеи могут получить путевку в жизнь.