НЕ СОЛОНО УПАВШИ

Падение спроса на соль после ажиотажных закупок в начале пандемии весной 2020 года привело к снижению рынка. По данным «Руспродсоюза», в первой половине 2021 года производство соли сократилось на 6,31%, до 428,48 тыс. тонн, а импорт — на 9,56%, до 275,16 тыс. тонн. Это стимулировало консолидацию рынка и вызвало ужесточение в том числе ценовой конкуренции. Пока потребление вернулось на уровень 2019 года, но участники рынка не исключают скачков спроса на фоне ухудшения ситуации с распространением COVID-19.

По итогам января—июня 2021 года производство пищевой соли в России сократилось на 6,31%, до 428,48 тыс. тонн год к году. Показатель также оказался примерно на 0,7% ниже января—июня 2019 года, когда было выпущено 431,43 тыс. тонн. Такие данные “Ъ” предоставили в «Руспродсоюзе».

У крупнейшего российского производителя — оренбургской «Руссоли» — в первой половине года производство снизилось на 1,54% год к году, до 362,59 тыс. тонн. При этом доля компании выросла с 48,4% до 52% за счет более выраженного падения отгрузок у конкурентов.

Так, Тыретский солерудник снизил выпуск продукции на 30,77%, до 47,72 тыс. тонн, волгоградский «Аксон» — на 34,75%, до 8,39 тыс. тонн, Крымский содовый завод — на 36,94%, до 2,88 тыс. тонн. Алтайская соледобывающая компания за этот период увеличила производство в 2,2 раза, до 6,2 тыс. тонн. В компаниях комментарии не предоставили.

Импорт пищевой соли в Россию за первую половину 2021 года также сократился на 9,56%, до 275,16 тыс. тонн год к году, а его доля на рынке снизилась с 39,9% до 39,1%. Как следует из данных «Руспродсоюза», белорусские «Мозырьсоль» и «Беларуськалий» снизили поставки на 0,26%, до 143,93 тыс. тонн, и на 12,05%, до 3,61 тыс. тонн, соответственно. Импорт из Казахстана за тот же период сократился на 22,19%, до 75,81 тыс. тонн, из Азербайджана — на 23,85%, до 7,57 тыс. тонн, из Турции — на 8,7%, до 44,23 тыс. тонн. В «Мозырьсоли» заявили “Ъ”, что экспорт продукции в Россию за указанный период был положительным. В «Беларуськалии» не ответили на вопросы.

 

Российский рынок пищевой соли в январе—июне 2021 года

Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов отмечает, что после пика потребления соли в 2020 году, вызванного ажиотажным спросом на фоне пандемии, рынок упал ввиду очень слабой активности потребителей и низкого спроса во всех сегментах.

В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») ранее подсчитывали, что вместе с ростом потребления круп, сахара и мороженой продукции продажи соли весной 2020 года подскочили почти в 20 раз. По данным «Руспродсоюза», в первом квартале 2020 года поставки соли росли до 45% год к году.

Как отмечает господин Леонов, падение спроса привело к ужесточению конкуренции и снижению цен производителей. По его словам, в первом полугодии падение отгрузочных цен при поставках в сети достигало 45%. Директор «Руссоль Северо-Запад» Александр Коломеер отмечает, что производителям все же пришлось поднять цены из-за удорожания упаковки и логистики, в том числе из-за роста ставок на вагоны в связи с нехваткой подвижного состава (см. “Ъ” от 14 июля). По данным Росстата, в августе 2021 года цена производителей на пищевую соль была на 1,49% выше, чем годом ранее.

Потребительские цены на соль за этот период выросли на 2,1%, до 14,25 руб. за 1 кг.

В «Ленте» фиксируют снижение спроса на соль до 10% год к году, отмечая, что потребление вернулось на уровень 2019 года. По словам представителя сети, закупочные цены на соль не повышались с середины прошлого года. В «Магните» отметили снижение спроса на соль на 2,6% в первой половине этого года из-за высокой базы прошлой весны. С колебанием спроса сеть снижала закупки, но незначительно, отметили в компании. По словам господина Коломеера, некоторые сети между тем уже просили поставщиков соли подготовиться к увеличению отгрузок в случае скачка спроса на фоне новой волны ограничений.

По прогнозам «Руспродсоюза», по итогам года объем рынка пищевой соли будет на уровне 1,42 млн тонн, что сопоставимо с 2019 годом. Рост рынка может возобновиться со второй половины 2022 года и будет зависеть в том числе от решения проблемы нехватки вагонов, говорит Дмитрий Леонов. В Минсельхозе отмечают, что мощностей российских производителей соли достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, а выпуск продукции в большей степени зависит от конъюнктуры.

По материалам газеты «КоммерсантЪ»